?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
[vault 13: subject]
thieff wrote in vault13
Начало Титула

Все началось в 1936 году, когда уже никто из знающих людей не сомневался, что нам предстоит давать отпор гитлеровской Германии. Оканчивалось долгое и трудоемкое строительство Киевского укрепрайона. На его рубежах и в несколько эшелонов вглубь вырастали мощные доты, готовились дороги, склады, командный бункер. Но никакими силами нельзя было прикрыть от возможных ударов с воздуха или замаскировать железнодорожные мосты, — а их было в Киеве два: Подольский на севере и Дарницкий на юге столицы. Поэтому «на самом верху» решили продублировать переправу, соорудив почти неуязвимые тоннели для поездов под Днепром. По некоторым сведениям, идея принадлежала Никите Хрущеву, тогда — первому секретарю ЦК КП(б)У. Перед тем именно Хрущев отвечал за строительство московского метрополитена... По тем временам задумать — значило, взяться... Были заложены два тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь — Выгуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Трассы разделили на участки, так называемые титулы.
Секретность была строжайшей, пресса о проекте молчала глухо. Трудились инженерные части Красной Армии, рабочие треста «Гидрошляхбуд» и вольнонаемные, проходившие перед тем тщательную проверку «компетентными органами». Всего на работы выходило до 20 тысяч человек... На Южном переходе гигантскую трубу собирали из тюбингов — отдельных железобетонных колец диаметром свыше восьми метров. От станции Жуляны до села Пирогово колею намеревались проложить открыто, затем ей следовало нырнуть под землю и, наконец, под воду, чтобы выйти на свет уже на левом берегу, возле села Бортничи. Далее, до Дарницкого вокзала, новые рельсы должны были вновь идти по поверхности. Длина этого тоннеля замышлялась в 6,5 км. Наверху, на выбранном участке, первым делом ставили кессон — вертикальный цилиндр из толстого бетона. Из-под него вынимали землю, в результате чего кессон оседал все ниже. Достигнув нужной глубины, рабочие выбирались из своего движущегося колодца.
Там, в глубине, нелегко работать, — вспоминал один из участников секретной стройки. — Давление три атмосферы. Четыре часа поработаешь, и смена оканчивается.





После войны и сегодня

По другим воспоминаниям, в условиях повышенного давления рабочий день продолжался шесть часов, а под гнетом трех атмосфер — всего 40 минут.
Вокруг подъездных путей сажали лес, чтобы с годами сплошная зелень скрыла секретные объекты. Одновременно возводили жилые и служебные помещения, десятки компрессорных станций для подачи воздуха, трансформаторные подстанции, столовые, рабочий клуб. Поскольку чудовищно тяжелые звенья тоннелей невозможно было бы перевозить издалека, бетонные заводы развертывали тут же, у трассы...
Наряду с проходческими щитами, кранами, тракторами и другой техникой, широко применяли лопаты и тачки. Мокрый бетон уплотняли деревянными трамбовками.
Тоннели собирались окончить за восемь лет. Поездам надлежало двигаться в обе стороны. Однако, рельсы можно было смещать таким образом, чтобы вместо вагонов под Днепром шли грузовики или танки...



Портал на Жуковом Острове (Титул 6)



Увы, невзирая на все старания правительства, война грянула раньше, чем ее ожидали. До рокового 22 июня 1941 года успели соорудить лишь несколько сотен метров подземного пути. Проработав до начала июля, уже под падающими бомбами, получили приказ — строительство свернуть. Тюбинги и проходческие щиты затопили, прочую технику засыпали землей или бросили возле незавершенных серых громад...
Полковник Ясев рассказывает: когда шли бои за столицу, наземной частью тоннеля на Жуковом острове однажды завладели немцы. Это была, право же, неплохая крепость! Но по рельсам пути, уже почти дотянутого до подрусловой переправы, подкатил бронепоезд и прямой наводкой расстрелял врага. И сегодня под кустами можно различить насыпи былого полотна...


Станция для эшелонов перед тоннелем


До сегодняшнего дня уцелели три фрагмента Южного перехода. Один, сорокаметровой длины, затерян в покрытых лесом холмах возле села Пирогов. Другой, около 90 метров, лежит в левобережной местности Осокорки, на пути растущих жилых массивов. Третий, самый внушительный, «титул шесть» высится над мелколесьем на Жуковом острове, в излюбленных местах рыболовов и иных отдыхающих киевлян.
Oн тянется по суше, а затем еще не менее, чем на полкилометра, уходит под воды реки. Испятнаны лишайниками грифельно-серые бока спящего змея. Ласкают их нежные ветви лещины, тополя тщетно силятся потревожить корнями бетон из лучшего довоенного цемента. Сталь на прутья арматуры, видимо, пошла такая, — и сегодня ржавчины на ней чуть, не царапнешь... В зеве тоннеля темно и сыро, гнилью пахнет застоявшаяся вода. Лишь голоса безунывных ребят, осваивающих нутро гиганта, гулко звенят из арки входа...
Северная переправа оставила после себя лишь один недлинный кусок с «паровозной трубой» наверху — кессоном.
После войны продолжение «строительства № 1», как оно обозначалось в спецдокументах, признали нецелесообразным. Некоторое число готовых тюбингов использовали уже в 1960-х, при прокладке метрополитена, — в частности, на станциях «Вокзальная» и «Политехнический институт». Кстати, там же, в «Метрострое», добыли новую славу лучшие из довоенных тоннелестроителей... опыт оказался ценнейшим!


Тоннель на Жуковом Острове (Титул 6)



Пробовали откачивать из тоннеля воду, поднимать из реки ценную проходческую технику, — да отступились. Так все это и лежит в лоне Днепра, Бог весть до каких времен. Что же касается самих «титулов», — можно быть уверенными, что они, согласно поэту, «переживут наш век забвенный» и в глазах далеких потомков обретут ту же романтическую ауру, что пирамиды Гизы или Баальбекская терраса.
Столетиями будут их овевать смешанные чувства: восхищение смелостью инженеров, титаническим трудом рабочих... и грусть о том, сколь великие силы и средства были истрачены людьми на то, чтобы вооружаться и от собственного же безумия громоздить защиту. Вместо того, чтобы пускать пассажирские поезда под Атлантическим океаном...

(c) http://synaps.net.ua

ps\ фотки с Припяти тоже с этого сайта

  • 1
блина..фотка №1..я живу в том районе))
в децтве любили лазить по внутренним туннелям)

как ощущения?
клёво там наверно ..

А тебя не затруднит дать точный адрес?=)

район Оболони, набережная, недалеко от т.н. "Золотых ворот")))
более точного адреса не знаю, но могу провести, если понадобиться)

  • 1